«Поменьше Тарковского»: на ПМЭФ обсудили судьбу российского проката и стриминга
Мы посмотрели беседу «Пираты контентного моря: будущее онлайн-платформ» в рамках ПМЭФ. Целая армия акул киноморя обсуждала насущные вопросы, делала прогнозы и делилась цифрами. Вот самые интересные моменты:
Совладелец «Амедиатеки» Александр Акопов успокоил фанатов HBO. Так и сказал: «Мы работаем над тем, чтобы контент HBO Max у нас был». А про общую ситуацию с прокатом американского контента сделал такой прогноз: нас ждет возвращение схемы, когда иностранные картины будут выходить в России через независимые контракты и местных дистрибьюторов (а не через мейджоров напрямую).
Глава Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский рассказал, что инвестиции в местный продукт не уменьшаются. В 2022-м было выделено 15 миллиардов рублей на производство оригинального контента: половина этой суммы идет на кино и сериалы, остальное – на блогеров и интеграции, СМИ и игры. На 2023-й пока выписали 12 миллиардов. В общем, все по плану, без паники.
Гореславский также сказал, что конкретных жанровые предпочтений у Института нет. Но есть общие «тематические линии», на поддержку которых выделяются деньги: герой среди нас, поводы для гордости, современная Россия и новые возможности (условно – «импортозамещение»), стабильность и суверенитет.
Активно обсуждается выпуск в прокат контента, который изначально снимался для малого экрана: сериалы и фильмы для онлайн-сервисов. Что касается кинотеатров, то прозвучал грозный прогноз «Оффлайн ждет катастрофа».
Виктория Лымарь (отвечает за продвижение и сотрудничество в A-ONE Films) рассказала, что у западных правообладателей нет желания навсегда разрывать отношения с Россией. «Все относятся к текущей ситуации очень деликатно. Есть сложности, но и мы не сидим сложа руки», - прокомментировала она. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» американский фильм «Треугольник печали» компания купила еще до 24 февраля, и сделка все еще актуальна. Картину A-One надеются выпустить «в ближайшие полгода».
Вообще говоря о наиболее лояльных странах в вопросах киносделок с Россией в данный момент, Лымарь назвала французов и американцев. Особенно студию «A24»: Лымарь напомнила, что их фильм «Род мужской» вот-вот выйдет в наш прокат, а вслед за ним – фантастическая драма «После Янга» с Колином Фарреллом.
Директор Московской школы кино Мария Ситковская рассказала, что дома российский зритель предпочитает смотреть российский контент, а в кино ходить на зарубежные «аттракционы». И отметила, что российский сериальный контент за 12 лет «очень вырос в качестве». Но добавила, что ощущает дефицит всех специальностей. Не только толковых шоураннеров, но и художников-постановщиков, художников по костюму, гримеров, кастинг-директоров и даже актеров.
Александр Акопов с ней согласился: «Нам нужны специалисты, которые умеют работать с массовой аудиторией. Которые сделают у нас то, что на западе сделали люди, придумавшие Marvel и вообще Голливуд в привычном нам смысле слова».
Акопов считает, что русскоязычный контент начнет побеждать тогда, когда начнет прямо «смотреть в глаза аудитории, научиться понимать ее объемы и перестанет пытаться быть артхаусным».
То есть, по его словам, когда шоураннеры прекратят пытаться снять свою «Эйфорию» и «Игру престолов». А будут держать в голове, что аудитория хочет смотреть «Машу и медведя», «Холопа», «Последнего богатыря» и «Москва слезам не верит»:
«Проблема не в том, что мы [Россия] мало производим, а в том, что мозги креативного сообщества растут в другую сторону, - резюмировал Акопов, - Они хотят быть не Гайдаем, а Тарковским».
Также советуем заглянуть к коллегам из Бюллетеня кинопрокатчика, у которых много других выжимок с дискуссии. https://rutube.ru/spief21/video/eaf53caada7df4fcf47d1dc0fe99f3be/
3257