«Бразилия» (1985, Терри Гиллиам).
⠀
Дон Кихот — один из любимых героев Терри Гиллиама из мировой культуры. Именно на создание многострадального фильма о нем он потратил годы. Но донкихотствующие персонажи встречались у него и раньше. Сумасшедшие, но отважные, они часто разрываются между обычной жизнью и фантазией, явно предпочитая последнюю. «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Воображариум доктора Парнаса» — все они объединены сюжетом о побеге от реальности и приключениях в странных мирах.
⠀
В «Бразилии» главный герой, скромный клерк Сэм Лоури, представляет себя рыцарем в доспехах (и с крыльями!), чтобы сбежать от антиутопической реальности, которая его окружает. Мир фильма вдохновлен книгой Джорджа Оруэлла «1984» — Гиллиам изначально даже предполагал назвать его «1984 с половиной», отдав тем самым дань уважения и «8 с половиной» Федерико Феллини. Вместо этого название отсылает к популярной композиции Ари Баррозу и символизирует нечто вроде райской мечты.
⠀
Город, в котором живет Сэм, должен производить мрачное впечатление. Он похож на типичный мегаполис из нуара, но с оттенком безумия и даже мультяшности, как в «Кто подставил кролика Роджера?» (кстати, Гиллиаму предлагали стать его режиссером). Здесь также можно увидеть цитаты из французских фильмов, «Времени развлечений» Жака Тати и «Альфавиля» Жана-Люка Годара, и советской классики. В одной из сцен цитируется расстрел на Потемкинской лестнице из «Броненосца “Потемкин”»: так Гиллиам обыгрывает тему насилия и несвободы мира «Бразилии».
⠀
Как и Эйзенштейн, он обращается к гротескным образам. Например, многие персонажи одеты в своеобразные карнавальные костюмы, придающие всему оттенок сумасшествия. Сэм встречает Санта-Клауса, чудаковатых сантехников (одного из них играет Роберт де Ниро), светских дам в уродливых нарядах, а также жуткого мучителя в маске.
⠀
В фильме искажается сама реальность города. Чтобы усилить ощущение опасности и тревожности, Гиллиам использует линии в дизайне и освещении, зеркала, создающие на экране двойников (все эти приемы также отсылают к стилю нуаров), особые ракурсы и необычные сочетания цветов, а также короткофокусные объективы, чтобы пространство казалось вытянутым.
⠀
«Бразилию» можно отнести к популярной в то время в американском кино категории фильмов «яппи в опасности» о «белых воротничках» — мужчинах, открывающих для себя мрачную и опасную сторону жизни, которая не похожа на их привычное и благополучное существование (позднее отголоски бунтарского духа фильма Гиллиама можно будет увидеть даже в «Бойцовском клубе»).