Так уж вышло, что фильм "Лучший стрелок" по ряду причин я впервые посмотрел лишь несколько лет назад. А все потому, что комедия "Горячие головы" мне попалась ещё в детстве, и после этого основной объект пародии было невероятно трудно воспринимать всерьез. Особенно из-за патриотического пафоса, мачизма и бравады, с которыми там действительно некоторый перебор. Конечно, влияние этой картины, запустившей в стратосферу карьеры Тома Круза, Вэла Килмера и режиссера Тони Скотта, нельзя не признать, как и безусловное мастерство одного из моих любимых постановщиков, но вот как есть.
Однако с продолжением хита 80-х получилось все совершенно иначе. "Топ Ган: Мэверик" добирался до больших экранов 10 лет. Сначала работу над сиквелом остановила гибель Тони Скотта, затем премьеру уже готовой картины два года неоднократно переносили из-за пандемии. Но ждали мы абсолютно не зря — это уже пока что самый кассовый фильм года и главный летний блокбастер. И секрет такого успеха лежит на поверхности.
Во-первых, здесь нет фан-сервиса ради фан-сервиса, чем грешат, к примеру, последние картины студии "Марвел" или свежая часть "Мира Юрского периода. Да, спустя 36 лет после выхода оригинала просто невозможно было обойтись без ностальгических мотивов, но ведь в основе фильма лежит простая, но крепко сбитая история о дружбе, о командной работе, о том, что важна не техника, а пилот. В ней нет серьёзных дыр и звенящей пустоты, которые нужно этим самым фан-сервисом как-то затыкать.
Да и поданы все ностальгические моменты довольно тонко и ненавязчиво. От старой заставки студии Дона Симпсона и Джерри Брукхаймера и упоминания первого в начальных титрах, как это было в первой части (продюсер скончался ещё в 1996 году), до эпизода с исполнением песни "Great balls of fire" и невероятно трогательной сцены с Вэлом Килмером, который, как известно, семь лет борется с раком гортани. Кстати, и Брукхаймер, и Том Круз даже не рассматривали варианты без участия Килмера, что, безусловно, делает им честь.
Во-вторых, фильм на самом деле получился очень зрелищным. Сцены полетов и воздушный экшн на большом экране выглядят просто потрясающе. Режиссеру Джозефу Косински, на мой взгляд, удалось бережно сохранить все то, что сделал Тони Скотт (памяти которого, к слову, картина посвящена) 36 лет назад, только с поправкой на современные возможности кино.
В-третьих, "Топ Ган: Мэверик" — фильм Тома Круза, и этим все сказано. Пожалуй, только он сейчас из всех голливудских звёзд может не только выбирать себе проекты, но и полностью подстраивать их под себя, под свое видение. Можно сколько угодно язвить про его "карманных режисеров", про то, что его трюки — лишь продукт его умелых пиарщиков, и даже про его омолаживающие процедуры. Не говоря уже о незаслуженных упрёках в адрес его актёрского мастерства, потому что "Оскар" он заслужил ещё лет 30 назад, если быть объективным. Но факт остаётся фактом: имя Круза на афише — гарантия качества. И даже не самые удачные его работы выглядят смотрибельнее многих нынешних блокбастеров, которые чем дальше, тем сильнее отбивают желание тратить на них время.
Актер вложил в этот проект душу, заразив своим мужеством и энтузиазмом всю съёмочную группу. Пиар пиаром, но кто ещё в 60 лет сумеет сесть за штурвал истребителя ради красивой картинки и сумасшедшего эффекта присутствия, причём безо всякого 3D? У кого ещё в таком возрасте будет в сердце все ещё гореть огонь настолько сильный, что это просто нельзя не почувствовать через экран?
Том Круз, как и его герой в сиквеле "Лучшего стрелка", ещё не налетался. И хочется, чтобы это продолжалось как можно дольше.
ВИДЕОТЕКА
TomCruise
TopGunMaverick
3179