«Дракула» (1992, Фрэнсис Форд Коппола).
Как и многие режиссеры Нового Голливуда, Фрэнсис Форд Коппола в своем творчестве часто отсылал к классике голливудского кино. Трилогия «Крестный отец» стала оммажем популярному жанру гангстерских фильмов, которые, наряду с хоррорами, составляли значительную часть кинопроката 1930-х годов. Главным хитом тех лет в том числе была серия картин студии Universal, где одним из центральных героев был граф Дракула. В 1992 году Коппола выпустил свою версию его истории, во многом более точно следовавшую оригинальному роману.
Его «Дракула» сделан нарочито старомодно — создатели почти полностью отказались от использования компьютерных эффектов и применяли более старые технологии, добиваясь необычных эффектов с помощью монтажа, операторской работы, специальных декораций и так далее. Так, одна из сцен, в которой Дракула прибывает Лондон, даже была снята на настоящую камеру начала двадцатого века фирмы «Пате», чтобы создать на экране причудливое настроение.
Готический мир, где встречаются настоящее и прошлое, Коппола выстраивал на основе разных киноцитат (не случайно первая встреча Дракулы и героини Вайноны Райдер Мины происходит именно в кинотеатре): например, один из первых кадров фильма, снятый в красном контрсвете, очень похож на работы немецкой художницы Лотты Райнигер, которая создавала немые мультфильмы еще в 1920-е годы, а сам образ Дракулы был вдохновлен ролью Николая Черкасова из фильма Сергей Эйзенштейна «Иван Грозный», — Коппола стремился к экспрессионистскому стилю.
Другими источниками вдохновения стали японское искусство (художница по костюмам Эйко Исиока, придумавшая необычные доспехи Дракулы и его знаменитый халат, похожий на кимоно, получила за свою работу «Оскара») и сюрреалистические фильмы Жана Кокто — «Кровь поэта» и «Орфей».
Использование же ярких цветов, особенно красного, и пафосно-мелодраматический сюжет напоминают о классике британских хорроров, которые выпускала культовая студия Hammer, перезапустившая истории знаменитых монстров в 1950-е годы для нового поколения (во многом наше представление о Дракуле основано на роли Кристофера Ли в этих фильмах). В отличие от ремейка «Носферату» Вернера Херцога, фильм Копполы представляет в большей степени жанровый эксперимент, хотя и с традиционными для его творчества темами, в частности — трансформацией человека и исследованием зла.
Успех «Дракулы» запустил новую готическую волну в 1990-е годы, которая ненадолго вернула культовых монстров вроде Джекила и Хайда и чудовища Франкенштейна на экраны. К экранизации «Франкенштейна» Коппола был причастен как продюсер, однако разругался с режиссером Кеннетом Браной, а «Сонная Лощина» Тима Бертона фактически закрыла эту тему — уже несколько лет спустя выйдет энциклопедия всех этих монстров «Ван Хельсинг»