Студия Hemdale.
⠀
Объясняя успех студии A24, по-прежнему остающейся одним из лидеров кинорынка, несмотря на меняющийся вектор развития (недавно ее продюсеры заявили, что хотят уделять больше внимания крупнобюджетным фильмам и собственным франшизам), исследователи часто сравнивают ее с такими кинокомпаниями как Miramax, которая стала образцом равновесия между мейнстримом и авторским кино, и Touchstone Pictures — более взрослого, экспериментального подразделения Disney, которое, например, ассоциировалось одно время с Тимом Бертоном.
⠀
Однако в истории можно найти и другие, не менее интересные примеры: основанную Джорджем Харрисоном студию HandMade Films, фактически перезапустившую британскую киноиндустрию, а также Hemdale, ныне почти забытую, но очень важную по нескольким причинам.
⠀
Hemdale была основана почти случайно. В 1967 году британский актер Дэвид Хеммингс, звезда фильма «Фотоувеличение», решил начать свой бизнес, чтобы справиться с огромными британскими налогами. Его партнером в этом деле стал страховой агент Джон Дэйли, и уже в самом начале существования компании они выпустили в Великобритании достаточно успешные фильмы, которые обрели статус культовых: психологический триллер Роберта Олтмена «Видения», а также рок-оперу с участием группы The Who «Томми».
⠀
Тем не менее Хеммингс довольно быстро покинул Hemdale, а в 1980 году Дэйли отправился в Голливуд, где заручился дистрибьюторской поддержкой Orion Pictures, одной из важных компаний 1980-х годов. Там он выпустил несколько малозаметных фильмов, пока для Hemdale не наступил звездный час.
⠀
В офис к Дэйли пришел молодой и неизвестный режиссер Джеймс Кэмерон с предложением снять триллер о киборге из будущего, преследующем женщину. В итоге «Терминатор» стал настоящим прорывом не только для Кэмерона, но и самой студии — при бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал около 80 миллионов. Тем не менее Кэмерон позднее вспоминал, что Дэйли поначалу не был впечатлен увиденным и даже требовал переделать финал.
⠀
Вскоре повезло и другому малоизвестному режиссеру. Оливер Стоун долгие годы пытался снять кино о войне во Вьетнаме, но получал отказы. Лишь на Hemdale ему со «Взводом» дали добро, и за студией закрепилась репутация рискованного игрока, делающего фильмы, которые никто другой сделать не готов (то же самое, например, произошло с не очень популярной, но все же культовой картиной «Волшебная миля» о ядерном конце света).
⠀
«Взвод» стал оскаровской сенсацией, а вскоре последовал громкий успех спродюсированной Дэйли драмы Бернардо Бертолуччи «Последний император». Но несмотря на сотрудничество со многими знаковыми режиссерами (среди них были Кен Лоуч, Питер Гринуэй и Николас Роуг), к 1990-м годам студия постепенно начала угасать, а самого Дэйли называли невероятно сложным человеком в работе, который не только помог начать многим кинематографистам карьеры, но и отчасти мешал им.
425