«Плюмбум, или Опасная игра» (1987, Вадим Абдрашитов).
⠀
Режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе проработали вместе много лет. В центре их фильмов оказывались, как говорится, неудобные вопросы: личная ответственность человека за зло в бытовых условиях, способность прощать, роль случая в судьбе человека и другие. Перед сложным моральным выбором сталкивался почти каждый их персонаж, и Абдрашитов и Миндадзе с юридической въедливостью разбирали каждый случай — примечательно, что их карьера началась с «нравственно-психологического процедурала» «Слово для защиты» (1976).
⠀
Тем не менее оценка событий всегда оставалась на совести самого зрителя. К одной из самых неоднозначных работ относится их перестроечный фильм «Плюмбум, или Опасная игра», где главный герой, мальчик Руслан, показан принципиальным, но жестоким «борцом со злом», имеющим свои представления о справедливости (кстати, примерно в это же время началась переоценка образа Павлика Морозова — Руслана можно с ним сравнить).
⠀
Сюжеты Абдрашитова и Миндадзе, укорененные в реальности, часто имеют дело с необычными событиями, парадоксами (наиболее сильно это проявилось в их притче «Парад планет»). Парадокс «Плюмбума» — во «взрослом ребенке» Руслане, который не похож на своих сверстников и ведет двойную жизнь. Днем он примерный ученик и любящий сын, а после уроков становится частью криминального мира, помогая милиции ловить бандитов (не случайно он носит как бы два имени). Но его жажда справедливости подменяется жаждой власти и наказания для всех — это не Иван Лапшин и не Глеб Жеглов.
⠀
Эта двойственность отражена и стилистически: некоторые сцены и сюжетные ходы напоминают фильмы нуар, а герой даже встречается с моделью (ее играет Елена Яковлева) с прической Вероники Лейк, голливудской звезды 40-х. Именно она становится своеобразным трофеем для Руслана.
⠀
Тема такой психологической связи — одна из самых ярких в творчестве Абдрашитова и Миндадзе. В более ранних картинах, как «Слово для защиты», «Охота на лис», это было двустороннее сближение, почти неосознанное; в более поздних, как «Слуга» и «Время танцора», видно желание одного подчинить себе другого. Развязка же морального равнодушия Плюмбума тоже маскируется под сцену из остросюжетного кино. Тем не менее, в отличие от жанрового кино, финал оставляет для зрителя открытые вопросы и даже чувство шока.
3348