L'eclisse (1962), Michelangelo Antonioni — героиня на новокаине.
Продолжаем разговор, всё та же Monica Vitti, видимо, уже после «Приключения», живёт, расстаётся, ходит на биржу, летает в Верону и вяло мутит с Alain Delon.
Конечно, это всё не про это; в каком-то смысле и Ханеке с трилогией обледенения не очень далек от трилогии отчуждения Антониони, всё те же рациональные действия на автомате, ничего не чувствуя же при этом, и вроде как даже и надо бы чувствовать, ну ладно, будем чувствовать тогда уж; но и это проходит, как затмение.
Смотреть очень тяжело, как впрочем и на жизнь в целом, при этом «Затмение» кем-то принято считать лучшим из трилогии, хотя как раз вот предыдущее «Приключение» или последующая «Красная пустыня» куда круче, красивее и даже интереснее.
Зато финальный монтаж искупает все предшествующие 100 минут вялой монотонной никчемной скуки, которую мы живём; зрительский опыт тщетного утомления и есть сообщение.
Тут и там, как и потом у Ханеке, так же прорывается обшивочка и у Виктории, и у подруг, когда красивые люди в красивых интерьерах начинают плакать; потому что да что же такое мы тут все делаем-то?
И так же будут долго и во всех деталях показывать игру на бирже, всё это метание бисера, монотонно и в деталях, как и всё остальное — это всё голландский натюрморт, vanitas, они все говорят только о никчемности преходящего и помни о смерти.
А разгадка одна — безблагодатность.
Только как же еще и вышло так, что отчуждение и анестезия на экране так сильно задевают и волнуют, даже сейчас.