Бертолуччи сегодня могло бы исполниться 80 лет. Это уникальный автор, подлинный титан, знакомство с которым многим мешают завести сомнения в собственной насмотренности и эрудированности – составим гайд, что и в каком порядке лучше начинать смотреть (от самого простого к настоящему хардкору).
«Мечтатели». Пожалуй, что самый попсовый Бертолуччи, растащенный по всевозможным пабликам на живописные скрины и гифки. И это правда одна из самых лёгких (если не сказать – легковесных), воздушных, энергичных и намеренно провокационных картин режиссёра – пусть обо всём этом он уже снимал 40 лет назад. Помимо всего прочего, именно «Мечтатели» открыли миру талант Евы Грин – которой, увы, после этого практически не доверяли серьёзных ролей (см. также последний фильм Бертолуччи – «Ты и я»).
«Ускользающая красота». Элегичный роман воспитания, открывший уже, в свою очередь, талант молодой Лив Тайлер – и если это и оммаж «Лолите», то мораль здесь постоянно находится в лёгком расфокусе; ведь вместе с невинностью главная героиня теряет важнейшее из чувств, сопровождающих молодость – предвкушение от встречи со взрослым миром, которое чаще всего оборачивается лёгким разочарованием. Смотреть желательно сразу после «Мечтателей».
«Осаждённые». Скупая на эмоция, во многом принципиально аскетичная мелодрама, последний выдающийся фильм маэстро, в котором Дэвид Тьюлис и Тэнди Ньютон сыграли свои лучшие роли. При этом Бертолуччи предпринял здесь некую попытку совершить эволюцию стиля – первую и последнюю в своей фильмографии.
«Перед революцией». Фильм, с которого начался подлинный Бертолуччи, путь ещё и не достигшей подлинного блеска и лишённый внешнего выражения кинематографического масштаба – но чисто драматургически кино выстроено безупречно, к тому же для режиссёра это было одно из самых личных его высказываний.
«Конформист». Один из самых визуально выразительных фильмов в истории кинематографа – подлинный шедевр, мощное антифашистское высказывание, упакованное в дерзкую психоаналитическую притчу, из-за которой режиссёр когда-то даже угодил в суд. Must see – и да, с непривычки у многих будут подкашиваться ноги.
«Последнее танго в Париже». Высшее творческое достижение итальянца. Страшная, пульсирующая гипнотическим хтоническом ритмом, потрясающе разыгранная современная трагедия неприкаянной души – ведущие актёры, Брандо и Шнайдер, не могли оправиться от своих ролей несколько десятилетий, а многие с непривычки после выхода «Танго» в прокат навесили на него ярлык порнографии.
«Под покровом небес». Одна из самых по-хорошему изматывающих в смысле ритма лент режиссёра – как водится, потрясающе снятая, озвученная и разыгранная драма о несовпадении культур, невозможности диалога между иностранцем и коренным, Западом и Востоком, снятая уже тогда с фирменным для Бертолуччи размахом. К этому моменту, конечно, уже лучше быть хорошо знакомым с творчеством данного автора (см. также «Последний император» и «Двадцатый век»).
Киноликбез https://sun9-28.userapi.com/impf/c848636/v848636319/c7735/paIzJJS9-bE.jpg?size=1279x831&quality=96&sign=b34c26003e4e5dd541b7af9d879c968f&type=album
5253