«Месье Кляйн» (1976, Джозеф Лоузи).
⠀
Тема двойничества становится модной среди европейских режиссеров 60-х и 70-х годов. В 1968 году Бернардо Бертолуччи снимает вольное переложение «Двойника» Достоевского под названием «Партнер», а в 1976 году Роман Полански, продолжая «квартирную трилогию», делает «Жильца». В это же время Джозеф Лоузи выпускает «Месье Кляйна» с сюжетом о неблагородном скупщике картин в оккупированном Париже.
⠀
Главного героя, месье Робера Кляйна, играет Ален Делон. За несколько лет до этого Луи Маль сделал с ним новеллу по мотивам Эдгара По «Вильям Вильсон» о столкновении со зловещим доппельгангером. В фильме Лоузи герой Делона идет по следу своей тени, но так и не встречает ее. Его полный тезка — еврей из подполья, и случайная путаница грозит Кляйну серьезными неприятностями. Грандиозная охота по ночным улицам города, в которой он участвует как загипнотизированный, пытаясь найти ответ и понять, кто посягнул на его сущность, оборачивается для него, пользующегося бедами евреев, настоящей карой.
⠀
Игра, разным формам которой в фильме уделено много внимания, оказывается реальной, и реальность вдруг воплощается в незамечаемом Кляйном сооружение — медленно возводимом концлагере. Париж на экране подчеркнуто холоден, как и сама режиссура Лоузи, но сами кадры насыщены большим количеством деталей. Особенно присутствие Кляйна «расцвечено» разными картинами (ведь он их коллекционирует), и рядом с ним почти всегда можно увидеть какое-нибудь изображение. По одному из снимков он ищет другую призрачную фигуру, девушку своего двойника, но ее образ тоже существует для него на бумаге.
⠀
Лоузи прославился прежде всего фильмом «Слуга», сочетающим социальную направленность с абсурдизмом (в «Месье Кляйне» также много от Кафки), и костюмированной драмой «Посредник» о внутренних конфликтах в богатой аристократической среде. Хотя гораздо интереснее, что за несколько лет до этого он снял картину об убийстве Льва Троцкого, и Рамона Меркадера, убийц, сыграл тоже Делон.