«Неглубокая могила» (1994, Дэнни Бойл).
Гиперактивный и адреналиновый стиль фильмов Дэнни Бойла, берущих начало в клиповой эстетике 90-х, часто обусловлен азартом их персонажей, ищущих кайфа и адреналина в жизни. Стимулом могут быть вещества, как в дилогии «На игле», или экстремальный туризм, как в «127 часов», в результате чего им приходится пройти серьезную проверку на прочность (не зря такой же адреналиновый вирус превращает людей в зомби в «28 дней спустя», а неудачное ограбление начисто стирает память в «Трансе»). Деньги не менее сильный стимул (про выигрыши у Бойла есть и «Миллионер из трущоб», и «Миллионы»), и история «большого куша» лежит в основе его дебютного фильма «Неглубокая могила».
После смерти нового жильца в руки трех друзей и соседей по квартире попадают деньги, принадлежащие преступникам. Троица избавляется от трупа и забирает деньги. Поначалу все радуются такой «удаче», но постепенно общая тайна и угроза преследования начинают сводить их с ума, особенно Дэвида, тихого и скромного бухгалтера.
Действие происходит преимущественно в квартире героев (во многом из-за небольшого бюджета), что создает клаустрофобное ощущение при просмотре, особенно когда Дэвид, пряча деньги, перебирается на чердак — именно это место становится одним из образов ненормальности.
Дополнительное напряжение создается и за счет запутанного и неясного любовного треугольника — девушка Джулиет крутит роман не только с Дэвидом, но и с третьим соседом Алексом.
Несмотря на камерность пространства, визуально фильм очень насыщенный, временами — даже галлюцинаторный, что Бойл будет позднее не раз использовать (например, здесь появляется прототип жуткого младенца из «На игле» — это механическая игрушка-пупс). В «Неглубокой могиле» много ярких цветов — зеленого, желтого, красного, который символизирует здесь опасность и тревогу (так, тело загадочного жильца находят на красной простыне; дверь в квартиру выкрашены в красный; при красном свете фонаря в лесу избавляются от трупа и т. д.). Холодные цвета, вроде синего или грязно-белого усиливают пессимизм — такие «трупные» оттенки ассоциированы с больницей или моргом.
Тем не менее, как и «На игле», фильм полон своеобразного черного юмора — в духе фильмов Хичкока (кстати, чемоданчик жильца с деньгами вполне можно назвать традиционным макгаффином), особенно его менее известной картины «Неприятности с Гарри», где жильцы деревушки находят труп в лесу. Бойл ссылается и на другие фильмы — например, Алекс (его играет Юэн Макгрегор) по телевизору смотрит культовый фолк-хоррор «Плетеный человек», один из современных символов Шотландии и «шотландскости», о которой герой Макгрегора будет рассуждать среди зеленых холмов в «На игле».
2531