Мне нравится фильм "Человек-невидимка". Это как бы умный хоррор выстроенный вокруг темы домашнего насилия. Тема, прямо скажем, щепетильная и сложная, о которой только учатся художественно разговаривать, не скатываясь в радикальные заявления и бронебойную полемику. Начиная снимать фильм, в основе которой находится тема домашнего насилия, режиссёр берёт на себя обязательство – помимо, собственно, обязательства сделать хорошее кино – сохранить герметичность истории. Cделать так, чтобы она работала в отрыве от громких заголовков и противоречивых транспарантов.
И, на мой взгляд, крутость "Человека-невидимки" в том, что, несмотря на свою социальную составляющую (ух, вонючая повестка), фильм создаёт атмосферу и способен пугать, не скатываясь в банальное морализаторство и проговорку непреложных истин (которые многим недоступны, знаю) – женщин бить нельзя и вообще никого бить нельзя, дурак.
История остаётся в рамках непосредственно художественного повествования, в центре которой находится разбитая травматичными отношениями героиня и её попытки разобраться с внутренней болью и преследованием. Где-то вдалеке вспыхивают то яркие, то тусклые зарницы имманентной социальной направленности, но глобально история остаётся герметичной. Защищённой от напылений времени, алармистких заголовков и так далее. "Человек-невидимка", пусть и хватает узкую, сложную тему, однако использует универсальный язык и не бежит от условностей и конвенций жанра.
Завтра в прокат выходит фильм "Сестры" – российский, скажем так, пост-хоррор, который берёт на себя ношу в российских реалиях разговаривать о домашнем насилии художественным языком. И вот эта лента как раз выступает примером того, каким образом отсутствие герметичности способно испещрить ткань повествования ненужными для художественной ленты расшаркиваниями.
В российском кино тема домашнего насилия никогда особенно не поднималась. Посему сама возможность того, что выйдет кино, которое будет пытаться хотя бы неловко разговаривать об этом – уже круто. Другое дело, что художественная ценность подобных фильмов, вне контекстов социальных и политических, стремится к нулевой отметке.
"Сестры", позиционируя себя как хоррор/триллер – не выполняет ни одну из функций, разваливаясь практически сразу на короткие зарисовки о тяжёлой участи женщины, находящейся в абъюзивных отношениях. Здесь показали, как он пытается выставить её безумной, вот тут он закрывает её в квартире, изолируя от внешнего мира, здесь девушка обращается в интернете за помощью, но получает лишь усмешки и осуждение, а вот здесь героиня фотографирует синяки на спине и шее.
Темпоральность фильма скачет и разваливается на разухабистой дороге пояснений, отсутствия смелости и глубокой рефлексии, которые бы позволили выйти за рамки банальных сюжетных зарисовок в финале каждой из которых напрашивается появление телефона доверия на чёрном фоне. Элемент напряжённой атмосферы и непреходящего ужаса не может возникнуть там, где герои являются набором дискретных свойств, но не набором сложных личностных противоречий и болячек, а сама история катит ржавым поездом по рельсам очевидных выводов и понятных решений.
"Сестры" Ивана Петухова – важный шаг для российского кино в контексте самой по себе попытки начать разговаривать о такого рода отношениях и жертвах, однако требований к себе, как к цельному, плотному художественному произведению фильм не выдерживает. С одной стороны печально, с другой – прогресс. https://telegra.ph/file/ec1f7dd0bd3207fa7350a.jpg
2538