Как реклама и психоанализ создавали и укрепляли массовое сознание?
Об этом и многом другом документальный сериал «Век эгоизма» — исследование от Адама Кертиса, которому мы посвящали ряд постов. В этом проекте британский документалист улавливал не столько дух текущего времени, сколько интересовался феноменом XX века — поры, когда в Америку пришёл психоанализ, буйствовало стандартизированное общество конвейера и «человека толпы», а эпоха ставила все наиболее сложные вопросы об иррациональной природе человека.
И здесь, реклама вместе с фрейдизмом (благодаря Анне Фрейд — дочери известного психоаналитика, популяризировавшей психоанализ в США) действуют как одно нерасторжимое целое. Америка открыла для себя — как управлять обществом и конструировать согласие, пользуясь тёмными инстинктами и либидинальной энергией человека.
Реклама — в лице, конечно, Эдварда Бернейса, придумавшего множество хитрых PR-уловок, была главным оружием на социально-политической арене. Она создавала и типичного одномерного человека — безопасного обывателя, поддавшегося потребительской мании, и участвовала в формировании политической повестки (история о смене режима в Гватемале), и даже заставила женщин курить.
Впоследствии американское общество переживет множество потрясений, а сам аппарат социума воспроизведется через логику выгодных предложений: потребление победит и контркультуру, решившую в творческом порыве «освободить» человека, и сделает сам индивидуализм крайне выгодным товаром — в эпоху Рейгана под знаком неолиберализма.
ЧтоПосмотреть https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQz5XgfRN2ewQOdmQe1lJ-6N6AzeGIwg_pCiw&usqp=CAU
3674