«Победитель дракона» (1981, Мэттью Роббинс).
⠀
С популярностью AI в интернете стали появляться изображения, стилизованные под разные жанры и/или стили; одной из самых распространенных фишек стало так называемое «темное фэнтези» 1980-х годов с практическими спецэффектами и характерными декорациями. У таких артов есть конкретные источники вдохновения — например, фильм с Дэвидом Боуи «Лабиринт» или сказка Ридли Скотта «Легенда» с молодым Томом Крузом. Однако, возможно, наиболее подходящим примером можно назвать «Победителя дракона», снятого в 1981 году.
⠀
«Победитель дракона» во всех смыслах получился «темным». Фильм был создан студией Disney в содружестве с компанией Paramount — это был эксперимент, начатый мюзиклом Роберта Олтмена «Попай». Disney тогда находилась в фазе творческого и экономического кризиса и искала новые модели производства, в том числе ориентируясь на более взрослую аудиторию, отходя от привычного семейного кино. Так, «Победитель дракона» получил более строгий рейтинг PG.
⠀
Несмотря на достаточно привычный сюжет о герое, который спасает принцессу и побеждает чудовище (сам фильм был вдохновлен классическим мультфильмом студии «Фантазия»), это более мрачный и даже суровый фильм. Действие происходит в раннем средневековье, и создатели хотели показать этот мир как можно более реалистичным, без фэнтезийных условностей.
⠀
В нем нет ни «сияющих доспехов», ни «развевающихся вуалей»: наоборот, одежда персонажей грубая, дома и даже замки выглядят просто, без изысков, но благодаря этому легче поверить в ощущение древности, где все еще жива магия и на жителей деревни нападает огромный дракон. Здесь почти нет ярких красок, события разворачиваются ночью, в подземельях замка либо в пещерах, а в кадре часто присутствует туман (даже финальная битва волшебника с драконом происходит на фоне неба с темными тучами).
⠀
Сюжет был придуман Мэттью Роббинсом и Хэлом Барвудом, давними коллегами Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса (они в том числе принимали участие в работе над «Челюстями» и дебютным фильмом Спилберга «Шугарлендский экспресс»). Важную роль в создании «Победителя дракона» сыграла компания Лукаса Industrial Light & Magic, которая создавала революционные по тем временам спецэффекты.
⠀
Фильм отчасти стал прорывом в области ранней компьютерной анимации. Знаменитый кукольник Фил Типпетт, работавший над «Звездными войнами» и «Парком юрского периода», создал кукольную модель дракона, которую помогали анимировать при помощи специальной технологии go motion, делавшей движения более гладкими, а в творческом процессе была задействована компьютерная программа.
⠀
«Победитель дракона» считается культовым фильмом, а дракона Вермитракса часто называют одним из лучших драконов в кино. Так, к его «поклонникам» себя причисляют Джордж Р.Р. Мартин, упомянувший его в качестве отсылки в одной из книг «Песни Льда и Пламени», и Гильермо дель Торо — с ним Мэттью Робинс даже впоследствии работал несколько раз, например над сценариями «Багрового пика» и «Пиноккио».
414