Сегодня в нашей рубрике Киноликбез расскажем вам о знаковой военной картине Льюиса Майлстоуна, предвосхитившей такие жанровые хиты, как «Тропы славы» Стэнли Кубрика, «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, «Взвод» Оливера Стоуна и др. Речь идет, конечно же, о фильме «На Западном фронте без перемен» 1930 года выпуска, которому в этом году стукнуло 90 лет! В плане зрелищности оскароносная лента даст фору любой из современных крупнобюджетных военных кинопостановок. Однако это, разумеется, не главная причина, почему стоит увидеть эту захватывающую дух и потрясающую воображение картину.
Собственно говоря, «На Западном фронте без перемен» является экранизацией одноименного романа выдающегося немецкого прозаика Эриха Марии Ремарка, и, пожалуй, это ключевой фактор успеха фильма – сильный первоисточник. Без крепкой литературной основы у Майлстоуна, скорее всего, получился бы рядовой военный боевик, причем даже не технически отлаженный аттракцион, как в случае с «Дюнкерком» Кристофера Нолана, а именно что экшен ради экшена. При этом, конечно, это не отменяет того факта, что постановка Майлстоуна удалась: кино впечатляет своей размашистостью действия! Важно отметить, что «На Западном фронте без перемен» стал первым звуковым фильмом, который использовал гигантский передвижной экран для съемок батальных эпизодов, чтобы все выглядело максимально реалистично.
Идея о войне как об игре (неспроста дети любят устраивать «войнушки») получает у Ремарка необычную трактовку, превращая события, разворачивающиеся вокруг главных героев, немецких мальчишек, в остросюжетный психологический триллер о «потерянном поколении» и проблеме воспитания. Грамотная режиссура Майлстоуна, правильно расставившего акценты – между пиротехнической частью и содержанием, способствовала тому, что «На Западном фронте без перемен» оказался примером увлекательного военного кино. Психологизм истории и антимилитаристский посыл, который заложил в свое произведение Ремарк, на экране вылились в 2 с лишним часа эффектного и, что самое главное, умного зрелища. Именно поэтому герои-подростки воспринимаются заложниками ситуации, а не инициаторами конфликта, как может показаться на первый взгляд: им приходится расплачиваться за ошибки тех (в том числе своих родителей), кто на самом деле виноват в том, что когда-то началась война, которая теперь никогда не закончится.
5545