Назад

Оптимистическая трагедия Начну с интересного совпадения, которое вовсе не...

Описание:
Оптимистическая трагедия Начну с интересного совпадения, которое вовсе не совпадение. Оптимистическую трагедию помнил по пионерскому детству, помнил смутно, по какому-то застрявшему в голове хорошему гордому пафосу, сильному, но смутному образу, который выражался словами «женщина» и «комиссар». Чего вдруг вспомнил именно теперь – не знаю. Каково же было моё удивление, когда в процессе работы над рецензией, выяснилось, что от корней до макушки революционная пьеса Всеволода Вишневского 1933 года, снова ставится в наших театрах. Совпадение вовсе, считаю, не совпадение, а явление из той серии, что идеи и тенденции витают в воздухе даже такого заурядного времени, как последние 20 лет, и мы ими хотим того или нет (я вот и не слежу за театром, и в культурном процессе моя хата с краю), дышим ими, их улавливаем этакими культурными антенками, и в этом смысле похожи на обитателей пчелиных ульев, термитников и подобное, хотя свято убеждены в абсолютной независимости, как в поступках, так и в мыслях и суждениях, и уверены, что обладали бы полной свободой воли, если бы не реклама и прочие СМИ да ЛОМы. Это так, вступительное слово, наблюдение. О том как трактуют пьесу на современный лад скажу в конце. Теперь о фильме, точнее сразу о двух. Отсмотрел кинофильм 63 года и телефильм-спектакль 77 года Малого театра, и скажу честно, делать кино или телеспектакль по театральной пьесе без существенной переработки, подстройки под средства другого искусства занятие сомнительное. Театр прёт из кадра. Только в некоторых случаях это даёт выигрышный эффект, в большинстве случаев отрицательный. Происходит это, кроме всего прочего, по причине того, что доверие к кино и к театру строятся на разных основаниях. Доверие к кино основано на «документальности» изображения и потому, если мы замечаем фанеру декораций, видим постановочный, искусственный приём, то выглядит это дёшево, это подрывает нашу веру. Кино по большей части «натуральное» искусство. В театре декорация из папье маше, свет луны в виде софита, деревянный меч нормальная условность. Доверие к театру строится прежде всего на игре актёра, а также на ритуале, поскольку сам поход в театр, условия просмотра пьесы: в красивом зале, среди подобных нам избранных, прилично выглядящих если не одеждой, то выражениями лиц людей – всё это ритуал, акт посвящения, временная перестройка сознания под задачу восприятия театральных условностей. Собственно, я не сказал ничего нового. Вышесказанное факт элементарный «арифметического» уровня, но почему-то всегда удачи или неудачи в искусстве объясняют не простыми вещами, а категориями более возвышенного, какого-то заоблачного метафизического характера, даже если очевидно, что ошибки допущены «арифметические». Простые и непреложные законы творчества и восприятия творчества почему-то игнорируются. Видимо, не патрицианское это дело, видимо, настоящие творцы, критики и ценители гораздо выше всех и всяческих приземлённых законов. Вон халливуд пусть учитывает закономерности, а мы творим, мы на дотациях. Но к фильмам. https://telegra.ph/Optimisticheskaya-tragediya-10-15 https://telegra.ph/Optimisticheskaya-tragediya-10-15

Похожие статьи

Нет предложений

По всем вопросам пишите на admin@filmstoday.ru