Назад

​​Остановимся мимоходом еще на одном примере. В. Вундт приводит в «Elemente der...

Описание:
​​Остановимся мимоходом еще на одном примере. В. Вундт приводит в «Elemente der Volkerpsychologic» образцы того, как в ранних формах речевого строя излагаются привычные для нас обороты речи и изложения (нас здесь не интересуют воззрения самого Вундта, а лишь приводимый им достаточно достоверный, документальный образец). Мысль: «Бушмен был сначала дружески принят белым, чтобы он пас его овцу: затем белый избил бушмена и тот убежал от него». Эта простая мысль (и ситуация слишком простая в условиях колониальных нравов!) на бушменском языке получает приблизительно следующую форму. «Бушмен — там — идти; здесь — бежать — к белому; белый — давать — табак; бушмен — идти — курить; идти —наполнять — табак — мешок; белый — давать — мясо — бушмен; бушмен — идти — есть — мясо; встать — идти — домой; идти —весело, идти — стать (остановиться); пасти — овца — белого; белый — идти —бить — бушмена; бушмен — кричать — очень — боль; бушмен —идти — бежать — прочь белого; белый — бежать — за бушменом...» Нас поражает этот длинный ряд наглядных единичных образов, близких к асинтаксическому ряду. Но если только мы вздумаем представить в действии на сцене или на экране те две строчки ситуации, которую заключила исходная мысль, мы, к своему удивлению, увидим, что мы начнем строчить нечто очень близкое к тому, что дано как образец бушменского построения. И это нечто, столь же асинтаксическое, но лишь снабженное... порядковыми номерами, окажется всем нам хорошо известным... монтажным листом, то есть тем переводом факта, абстрагированного в понятие, обратно в цепь конкретных единичных действий, чем и является процесс переложения ремарок в поступки. «Убежал от него» на бушменском языке предстанет ортодоксальной монтажной фразой из двух кусков: «бежит бушмен», «бежит белый» — эмбрион монтажа американских «погонь»! С. М. Эйзенштейн. Выступление на всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии, 1935 г. https://telegra.ph/file/2cafd2d937537dd6bfe42.jpg

Похожие статьи

«Общага».
Прорвавшийся в Голливуд отечественный оператор Васьянов решил...
«Общага». Прорвавшийся в Голливуд отечественный оператор Васьянов решил...
«Общага». Прорвавшийся в Голливуд отечественный оператор Васьянов решил дебютировать в режиссуре – увы, ничего хорошего из этой затеи не вышло. Кино неплохо снято и местами со вкусом оформлено, да и актёры, некоторые из которых не тянут на роли студентов элементарно в силу возраста, оказались на своём месте (особенно Никита Ефремов в роли алкоголика со способностями к поэзии). Однако чем дальше развивается сюжет, тем более безвкусным, манипулятивным и во многом реакционным становится сценарий, а где-то со второго акта начинается типичная драма на разрыв аорты – или, говоря проще, чернушный и глубоко маргинальный по своей сути совковый соцреализм. Удивительно, конечно, смотреть такое кино в 2021 году. «Главный герой». Неожиданно симпатичный голливудский блокбастер, делающий философию таких фильмов, как «Матрица» и «Шоу Трумана», частью многоэтажного игривого меткомментария – речь теперь идёт о развитии искусственного интеллекта и геймерской индустрии, стимулирующей человеческую склонность к эскапизму, однако Леви говорит об этом как бы мимоходом и не всерьёз. Гораздо интереснее для него вновь вставить в фильм обязательную романтическую линию (с ожидаемым твистом – но и он на удивление не портит впечатление), или разрушить целый компьютерный город (есть ближе к финалу и такой эпизод), или заставить драться Рейнольдса с раскачанной копией самого себя – и всё это, надо сказать, здорово сглаживает тот жизнерадостный идиотизм, которыми здесь перенасыщены отдельные сцены. Новинки https://pic.rutube.ru/video/ee/ea/eeea1e46f616331744df155af3f96dec.jpg
4360 

29.09.2021 11:35

​​Отец (2020)

Будучи сам отцом, посмотрел фильм «Отец». На фильм обратил...
​​Отец (2020) Будучи сам отцом, посмотрел фильм «Отец». На фильм обратил...
​​Отец (2020) Будучи сам отцом, посмотрел фильм «Отец». На фильм обратил внимание из-за актёров, Энтони Хопкинса и Оливии Колман. Актёры большие, на ум сразу пришло: актёрская игра, драматургия, мизансцена, акт, действие... Предвкушал погружение в этакую уютную, домашнюю историю, без спецэффектов, беготни, пальбы, маньяков, криминала – камерную, человеческую, глубокую... Что же оказалось на поверку? Оказалось, и правда, фильм снят по пьесе, действие происходит главным образом в квартире главного героя, но... и всё от предвкушения. Фильм не ставит вопросы, после фильма остаются вопросы. Фильм заставляет задуматься, но не о том, о чём он говорит, а о себе самом, о том, что в нём не так. Первый вопрос, который посещает голову после просмотра, почему фильм называется «Отец»? Только потому что у героя есть дочь, а было две? Но о герое, как об отце, ничего не сказано, даже того хороший он отец или плохой. Фильму больше подошло бы название «Старость – не радость». Поскольку фильм о старости: о старости как болезни, о старости – трагическом жизненном обстоятельстве. То есть фильм мог бы быть об этом, если бы автор не увлёкся внешними эффектами, а раскрыл бы одну из сторон старости: как болезни или как личной трагедии. О том и другом только вскользь, мимоходом. Главное обстоятельство, вокруг которого крутятся события – переезд в дом престарелых (внешне вроде как поиск сиделки, но в итоге – переезд, причём, переезд уже состоялся и давно). Трагическое положение? Безусловно. Чтобы не сказать чудовищное, катастрофическое для личности. Тема богатая хоть для художника слова, хоть камеры. Есть квартира, очень важная часть жизни героя, его среда обитания. Герой эту среду вынужден покинуть, как рыба воду. Распрощаться с вещами, привычками («привычка свыше нам дана, замена счастию она»), воспоминаниями, что живут в каждой вещи, укладом жизни – вырвать себя с корнем. Это как предсмерть, как переезд в чистилище (в культурно-теологических терминах). Сказал ли автор по этому поводу хоть что-то трогающее нервы, хоть что-то характерное, значительное, верное, умное? Почти ничего. Лишь раз герой обвиняет дочь в том, что она хочет сбагрить его, чтобы захватить квартиру. Да и это размыто, потому что по сюжету не ясно, его это квартира или всё же не его. Тогда, может, автора интересовала старость, как болезнь? Может, он показал трагедию личности, связанную с этим: бытовые неурядицы, переживания окружающих, унизительное бессилие, непонимание, недоверчивость, подозрительность? Увы, лишь вскользь. Большая часть авторского интереса ушла на показ эффектов (даже не симптомов) болезни, а не её социальных и личных производных. Провалы в памяти, путаница воспоминаний, неузнавание лиц и так далее – всё это само по себе, без следствий, без эмоций, всего лишь интересные факты, странности, аномалии, которые мало влияют на героя и окружающих. Мокрые глаза дочери, плач и слёзы, необоснованная жестокость, малоубедительные попытки Хопкинса что-то выжать из роли– всё это на «инженерию человеческих душ» не тянет. Слёзы, шлепки, грубость и резкость – крючья, которыми автор пытается подцепить и вытащить из нас эмоции. Финальный плач по маме вообще ни к селу, ни к городу. В драматической логике фильма нет мамы, не «висит она на стене», чтобы в финале «стрельнуть», и от того совсем неубедительно. Если говорить о необычных эффектах сознания, которые проявляются при сбоях в мозге, то гораздо больше впечатляет, когда читаешь на эту тему научно-популярную литературу, заметки какого-нибудь практикующего нейрофизиолога, опыты, не побоюсь этого слова, академика Павлова по высшей нервной деятельности, Зимбардо (Стенфордский тюремный эксперимент), на худой конец Сакса вроде «Человек, который принял жену за шляпу». А здесь мы даже не знаем, имеют ли подобные эффекты место в действительности, автор не способен усилить их достоверностью, потому как он не авторитет в этой области. https://telegra.ph/file/abc3209b32b8c6ad92067.jpg
3607 

16.04.2022 18:42

Месяцы работы. Широкий диапазон страданий. Многие дни обсуждений, проверок и...
Месяцы работы. Широкий диапазон страданий. Многие дни обсуждений, проверок и...
Месяцы работы. Широкий диапазон страданий. Многие дни обсуждений, проверок и поисков наконец-то подходят к концу. Поэтому я рад сообщить, что уже в скором времени в продажу поступит первый печатный выпуск журнала «Синема Рутин», которым мы занимались последние полгода совместно с Андреем Серовым (автором телеграм канала _orange) и группой талантливых кинокритиков. Журнал будет полностью посвящен кинематографу, а конкретный выпуск обращен к такому оптическому явлению, как цвет. Мы хотели порассуждать о различных вариациях и ответить самим себе на вопрос: «Как он работает и как влияет на восприятие?». В первом выпуске подробно остановимся и поговорим о красном, надеемся продолжить в следующих номерах двигаться дальше по кругу Иттена или в других, не менее интересных направлениях. Но это все, как говорится, уже рутина. Будем рады, вашей поддержке и помощи проекту!
2990 

26.08.2022 18:16

По всем вопросам пишите на admin@filmstoday.ru