Больше, чем документалистика: «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин советского авангарда
Этот фильм всемирно считают главной документальный лентой в истории кино, а Вертова — его первостроителем. И ведь действительно: набор привычных техник и приемов монтажа во многом если не придуман, то творчески освоен именно советским энтузиастом, будь то стоп-кадр, замедленная/ускоренная съёмка, полиэкран — «Человек с киноаппаратом» выкатывает хирургический стол с инструментами, будто бы препарируя саму киноформу. Уже во вступлении Вертов утверждает, что его лента «направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино».
Примечательно, что Вертов — ударник и певец революции, свой главный фильм поставил в некоторой дистанции от типичных заказов партии. Недопонимание режиссёра с директором кинофабрики, обвинение Вертова в непредоставлении внятного сценария «Человека с киноаппаратом» (он вообще не любил сценарии, а придерживался схематичного плана) и далее — конфликт, увольнение, уезд.
Но именно эта творческая неприкаянность развязала Вертову руки (тем более, что в 20-х советская власть давала ход авангарду, ещё не сформулировав идеологические принципы соцреализма). В «Человеке с киноаппаратом» он создаёт настоящую симфонию живого города — от зари до зари. Вместе с советскими гражданами оживает все: мчатся автомобили, поезда и повозки, бесперебойно работают станки и конвейеры, строительство социалистического мира происходит ежедневно, с поголовным участием каждого.
«Человек с киноаппаратом» состоит из набора сложных монтажных фраз, подчиненных ритмической структуре. С каждой минутой Вертов ускоряет ритм, даёт образы в постоянной акселерации и развитии: вот дамы чистят зубы, одеваются, работают на производстве, пожарники стремглав мчатся на вызов, а спортсмены перепрыгивают через препятствия. Пронумерованные эпизоды: базар», «завод», «движение города» монтируются в единый кинетический ряд — и мы, при этом, наглядно видим сам процесс сборки фильма — супруга Вертова Елизавета Свилова работает в монтажной, подчиняя хронику конфликту. И это столкновение образов создаёт поистине гипнотический эффект.
Все это, несомненно, делает «Человека с киноаппаратом» не только киносимфонией, чьи ноты состоят из иконических монтажных единиц (надо понимать, что фильм был немым, а Вертов самолично требовал крутить его без аудиосопровождения), но и исчерпывающим фильмом о кино — творением, аналитически исследующим сам процесс кинопроизводства. Михаил Кауфман — брат Вертова и по совместительству кинооператор, попадает в кадр, рискует собой, снимая с борта поезда, с края движущегося автомобиля и с высоких мостов.
Мощь вертовского фильма — в восхвалении машинных ритмов, в упоении будущим, которое для советских людей 20-х активно врывалось в настоящее. Это поэзия лампочек, станков, конвейеров, движущихся паровозов и ледоколов — главных идеалов проекта модерна в его социалистическом изводе. И чей пафос, к сожалению или к счастью, продлился относительно недолго.
РусскоеКино https://vk.com/doc279811528_638872873?hash=MDVeErMRgf3Up5KdhpbpwWnKWBtq1uThCZ9KoO0D7g0&dl=GY3DIMRXGIZDO:1655557497:hftlBLOZZlz7OsrPZuWRDm7NPWxNVVKIxvN23VKxTWc&api=1&no_preview=1
3323