Ещё раз с чувством – перед скандальным байопиком о Монро вспоминаем несколько радикальных примеров
«Али». Достаточно было бы упомянуть, что кино снял Майкла Манн, автор множества фильмов о сильных мужчинах, ошибочно воспринимаемых публикой за примитивный гимн маскулинности, жанровое ремесло. На деле же его кино – о двойничестве, состоянии, когда не человек подкладывается под среду, а среда почтительно расступается перед человеком (эту среду может сыграть вся Америка, как в «Джонни Д», или Том Круз, как в «Соучастнике»). «Али» решён как один головокружительный боксёрский матч длиной почти в три часа, снятый оператором Любецки в технике потока мятущегося сознания – овладев таким инструментом, Манн играючи порхает вокруг зрителя, как бабочка, чтобы в финале ужалить, как пчела.
«Малкольм Икс». Фильм, снятый Спайком Ли на пике творческой форме, и одна из лучших ролей Дэнзела Вашингтона – эпическая фреска о характере, изменившим, во-первых, историю Америки, а во-вторых, полностью перепахавшем афроамериканскую культуру. Причём вместо дидактизма режиссёр придерживается беспристрастности, и с почтительной исторической дистанции показывает, насколько противоречивой личностью был сам Малкольм.
«Истории обыкновенного безумия». Фильм о такой неоднозначной личности, как Буковски – например, «Пьянь» или «Фактотум» – априори не может претендовать на достоверность, но Феррери как режиссёр и Газзара как актёр предельно близко сумели подобраться к тому, чтобы выразить горький, пропитанный дешёвым пойлом и падшими женщинами, пафос писателя; фокус в том, что причёсывая фактуру под хрупкий поэтический образ (чего стоит Орнелла Мутти!), они остались верны духу как жизни, так и творчества писателя.
«Поймай меня, если сможешь». Вообще, с Ди Каприо можно было бы вспомнить «Волка с Уолл-Стрит», но здесь история гораздо менее правдоподобная – и несколько лет назад широко обсуждаемые криминальные подвиги главного героя, Эбигнейла, разоблачили; поэтому сейчас фильм Спилберга смотрится не как реконструкция удивительной судьбы, а проекция чужих фантазий на экране – удивительный сеанс мошеннической сноровки, да ещё и реализованный при помощи одних из самых ловких рук в Голливуде.
«Бронсон». Как здесь не упомянуть знаменитый фильм Рефна? Некоторые пишут, что он даже преуменьшает подвиги реального «самого опасного заключённого в Британии», но режиссёр в любом случае трактует его тюремную карьеру как отчаянно смелый арт-перформанс, а самого Бронсона видит иллюстрацией удивительного чудовища, чьё тело в первую очередь заперто не в пенитенциарном учреждении, а глухой клетке разума.
ЧтоПосмотреть http://avatars.mds.yandex.net/get-ott/1672343/2a0000016d3eb9f5da680b78c98e1d39fdb9/1344x756
2913