«Дилижанс» – классический вестерн, построивший миф о переселенцах как избранном народе
В этот день более ста двадцати лет назад родился Джон Форд – человек, превративший американский вестерн из жанра в целую голливудскую иконографию. Картины Форда всегда были сняты с позиции уверенного моралиста, который в своём «Дилижансе», да и многих других великих вестернах, открыто говорит о существовании высшей морали и справедливости – надгосударственной и стоящей выше, чем закон и всякая юридическая сила.
«Дилижанс» – образцовый фильм Форда, своеобразный «Безумный Макс» конца 30-х, в котором драматургия зависима от бесперебойного дорожного ритма, переворачивает всю американскую историю, превращая её в новый библейский нарратив. Политика переселенцев против индейцев здесь оправдывается через построение мифа – маленький и тесный дилижанс, окруженный индейцами апачи, выражает судьбу избранного народа, который подчиняет себе необжитую территорию.
Пассажиры дилижанса – срез американского общества во главе, разумеется, с харизматичным стрелком Ринго (здесь, как и в фордовских «Искателях», Джон Уэйн сыграл свою лучшую роль). Они представлены как избранный народ, чья жестокая колониальная политика оправдана как средство для построения мощной государственности. Но, впрочем, минуя идеологический нарратив и снимая с американского вестерна мифотворческую функцию, мы имеем всё еще гениальный, неповторимый фильм-приключение, который и сегодня выглядит настоящим титаном жанра.
ЧтоПосмотреть https://kinoiskatel.ru/images/t/p/w1066_and_h600_face/7SYNEG50fKODsTP6h9phYM3BueV.jpg
3802