Извиняюсь, вышла накладка. Перезагрузка. Итак, ещё раз:
Загадочная история Бенджамина Баттона (2008)
Achtung! Внимание! Ядовито! Если вы в восторге от фильма и Д. Финчера, просто не читайте.
«Жизнь, не говорите мне о жизни!»
Марвин (маниакально-депрессивный робот,
«Автостопом по галактике»)
Унылая история
Порочен в творческом плане был уже замысел самого Фицжеральда, жизнь задом наперёд, порочен и в том сатирическом виде, в котором реализован у него. У голливудянина Финчера никакого замысла вообще нет. Взята у Фицжеральда идея жизни задом наперёд и технически средне реализована средствами грима и молодильных программ. Экранное время заполнено банальнейшими, не своими мелодраматическими событиями. Нерво-щипательная история по сути и духу является уныло-слащавой, слезливо-банальной историей умирания, а не жизни. Весь пафос, всё разнообразие человеческой жизни, детские шалости, юношеские мечтания, молодой энтузиазм, зрелость, умудрённость старости, кризисы и взлёты – всё сведено к покорному, рутинному ожиданию смерти. Дом престарелых и сцена, где герой вывозит отца на пристань любоваться закатом, – вот настроение фильма, вот пафос всей жизни героя. Это безнадёжное уныние многими почему-то принимается за глубокомысленную философию жизни.
С самого начала включен обратный отсчёт, существование героя приближается к точке схлопывания неумолимо. Над его жизнью висит Дамоклов меч известной даты смерти. К чему пыжиться, и герой ведёт себя как классический смертельно больной раком человек со списком «что я хочу успеть посетить до кончины». Фицжеральд, как писатель добросовестный, это замечает:
«Поразительный процесс продолжался. Сомнений не было - теперь он выглядел лет на тридцать. Он ничуть не обрадовался, напротив, ему стало не по себе: он неотвратимо молодел. Прежде у него еще была надежда, что, когда тело его придет в соответствие с его подлинным возрастом, природа исправит ошибку, которую она совершила при его появлении на свет. Он содрогнулся. Будущее представилось ему ужасным, чудовищным».
Как это сделано
Первая, безнадёжная, задача, которая стояла перед авторами, показать «родился стариком». У Фицжеральда, поскольку сатира, отец, входя в палату для новорождённых видит обычного бородатого старика, у которого ноги свисают из... в чём там лежат младенцы. Поскольку сатира, то вопрос, как полноразмерный взрослый выбрался из материнской утробы (мать в рассказе осталась жива) и всё прочее не играет роли. Не слишком убедительно, но с натяжкой можно принять за отправную точку. Здесь то ли родился маленький Йода (прости Йода), то ли... где-то такой младенец уже был… точно, «Люди в чёрном», роды принимал агент Смит. Вот там точь в точь такой спрутёныш, только обаятельнее, в такси и родился.
О том, что наш младенец старик, нам сообщают на словах. Мол артрит. Так же на словах, закадровым голосом, даётся большая часть «философской», сюжетной и психологической информации, будто кто-то просил автора передать на словах, и автор добросовестно передаёт. Очень кинематографический подход, незаурядного, выдающегося литератора... нет, Д. Финчер же режиссёр.
По форме данная поделка является не фильмом, а аудиокнигой, иллюстрированной видеорядом. Пустяшных событий много, и автор спешит перебрать их все, будто идёт обратный отсчёт экранного времени, а не только жизни героя. Даже если бы было на что посмотреть, что прочувствовать, над чем задуматься, то беглое перелистывание жизни героя такой возможности не оставило бы. Вся выразительность какая ни есть, всё впечатление от фильма держатся на переборе банальных фактов заурядной жизни. Ни одного интересного персонажа, ни одного захватывающего события, ни красивого кадра. Нет ни мысли, ни чувства, ни вкуса.
(ещё не всё, продолжение в следующем посте)
4473