Жизнь лишённая жизни намеренно
Я говорю сегодня о фильме «В прошлом году в Мариенбаде», 1961 года. Режиссёр Алан Рене. Сценарист Роб-Грийе, основоположник французского «нового романа», авторитетная фигура. Фильм в фестивальной тусовке известный, чуть ли не классика и шедевр, «новая волна», призы и номинации.
Если в двух словах,
то смотри заголовок. В трёх: банальный адюльтер, уснащённый виньетками праздного достатка, красотами респектабельных интерьеров, расчерченный линиями полупустынного садового ландшафта, озвученный витиеватой литературной фразой.
Если чуть длиннее,
то получится вот что. Так как авторы, исходя из некоей концепции передового искусства («чистый роман», «новая волна»), ставили себе целью сказать нечто, не сказав ничего, то и говорить вроде не о чем, в противном случае пришлось бы выдавать замысловатые сентенции вроде, «замкнутый в неких сумеречных приделах отель, где обитают Мужчина, Женщина и ещё один Мужчина, уже является иллюзией, в которой нет правил геометрии».
Или. «Сам Мариенбад не больше чем иллюзия, невоплощенный до поры до времени фантом, место силы, где суждено найти ответы на вопросы мироздания.»
Ещё так. «Фильм Алена Рене будто стремится подвергнуть сомнение всю природу человека, разрушив перед ним стены между сознанием и подсознанием, жизнью и смертью, сном и явью, причём что есть первичным так и остаётся неразгаданным.»
А вот. «С другой же стороны фильм прочитывается как история одной блуждающей души в поисках новых воплощений. Мужчина — это Высший Разум, Господь Бог, если угодно, тогда как Женщина — это Сущность, Материя, им порождённая. Разум с тщетой пытается напомнить Сущности о её прошлых жизнях, прошлых встречах, прошлых реальностях. Разум первичен, Материя вторична.».
А также (Сам Грийе о фильме). «Проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли неопределенность, свойственная образам фильма, преувеличенной по сравнению с неопределенностью, окружающей нас в повседневной жизни, или она того же самого порядка. Лично у меня такое впечатление, что так все и происходит в действительности... Если мир действительно столь сложен, то необходимо передать его сложность. Повторюсь, я забочусь о реализме».
И всё же наперекор собственному утверждению, я попытаюсь найти свои, чисто конкретные, слова. И начну с впечатления. После просмотра остаётся стойкое чувство, что авторы ставили себе целью быть не только не понятными и не понятыми, но и не походить ни на кого и ни на что. Они старались не вызвать ни знакомых, ни смутных ассоциаций, бежали от любой культурной традиции. Но более всего они боялись походить на жизнь.
Последнее им удалось не вполне, изжить жизнь совсем не получилось. Жизнь, не знаю по чьей вине, подозреваю режиссёра, кое-где прорвалась на экран. Вероятно, маститый сценарист-вдохновитель отошёл на обед. И вот герой уже прижимает этак эротично героиню в парке и тискает её грудь (или ей грудь), а вот он же, режиссёр, разгоняя скуку, заставляет персонажей палить сначала в тире, затем через стенку, чтобы убить не убивая героиню, со скуки же обваливает на голову герою каменные балясины ограды; а вот интригует наше любопытство некоей карточной игрой, в которой побеждает только муж героини, этакий злой карточный (а также спичечный) гений. Также от скуки, от долгожданной вседозволенности (авторитетный сценарист опять ушёл на обед), режиссер вспоминает, что он кинематографист и начинает играть с контрастом, чёрное – белое. Вдруг героиня у него в белом, хотя по большей части в чёрном, вдруг в светлой комнате, хотя главным образом средь тёмных интерьеров. А может и не от скуки. От чего? Об этом мы никогда не узнаем достоверно, но можем предполагать. Например. Так как в светлом она изображена год назад, а в тёмном нынче, легко предположить, что год назад она была чистый невинный ангел (по какой-то причине), а нынче характер у неё сильно испортился вследствие того, что она много думала о том, что же ему ответить через год, «да», «нет» или «да/нет». Допущение не менее вероятное, чем другие.
https://telegra.ph/ZHizn-lishyonnaya-zhizni-namerenno-08-20 https://telegra.ph/ZHizn-lishyonnaya-zhizni-namerenno-08-20